контакты Воробьевское шоссе, дом 6
8-800-555-555-6
Телефон в Москве
меню

Онлайн заявка на лизинг

Все поля обязательны для заполнения

Аналитическая статья "Зеркало Российского автолизинга"

В. ГАЗМАН, профессор Высшей школы экономики

В очередном XIV ежегодно проводимом автором исследовании российского рынка лизинговых услуг участвовало 96 лизингодателей (лизинговых компаний, групп компаний), на долю которых приходится почти 87% от величины всего отечественного лизинга. Результаты проекта позволили осуществить оценку нового лизингового бизнеса, портфели лизинговых компаний, количество заключенных договоров, в т.ч. с малыми предприятиями, определить срочность договоров, структуру их финансирования, позиционирование лизингодателей по регионам и по видам имущества, передаваемого в лизинг, включая лизинг автотранспортных средств.

Итоги 2011-го

В прошлом году в России было заключено новых договоров лизинга на общую сумму 1290 млрд. руб., или в пересчете $43,92 млрд., с учетом НДС, а в сегменте лизинга автотранспортных средств эти показатели достигли уровня соответственно в 229 млрд. руб., или $7,8 млрд. (рис. 1).

Полученные в результате эмпирического исследования статис ти ческие данные означают следующее: во-первых, в рублевом исчислении лизинг автотранспортных средств РФ увеличился за год на 91,6%, а в долларах – на 97%; во-вторых, динамика автолизинга опередила тренд прироста всего лизингового рынка страны примерно на 15 процентных пунктов, поскольку в целом по рынку рост составил 76,7% в рублях и 81,2% в долларах; в течение прошедшего года автолизинговая отрасль вышла из кризиса, в который вверглась экономика страны в конце предыдущего десятилетия.

Кривая, характеризующая стоимость новых заключенных договоров лизинга автотранспорта, несколько более сглаженная по сравнению с кривой, отражающей изменение общего уровня динамики лизинговых операций. Причем как в годы роста, так и в период кризиса. В основном это обусловлено масштабностью сделок.
На первый взгляд (рис. 1) уровень наиболее благополучного 2007 года был заметно превышен. Однако достигнутый результат во многом зависит от определенной игры цен. Дело в том, что сравнение ведется по ценам текущего года. Если же сопоставить результаты 2011-го с результатами четырехлетней давности в ценах того периода времени, то ситуация становится несколько иной. Поясним, в чем дело.
Исходя из данных Росстата по индексу-дефлятору валового внутреннего продукта (www.gks.ru), его среднегодовое значение в 2007-2011 гг. находилось на уровне 11,58% и, соответственно, увеличилось за этот период в целом по стране в 1,55 раза, т.е. на 55%. Поделив 1290 млрд. руб. на 1,55, мы получим 832 млрд. руб., т.е. ровно столько, сколько было в 2007-м. Следовательно, если осуществлять учет динамики не в текущих ценах, а в ценах предкризисного года, то для всего российского лизинга никаких изменений, характеризующих рост, пока так и не произошло. Проведя аналогичный расчет для лизинга автотранспорта, мы получим реальный рост по сравнению с 2007 годом в размере всего 23%, а не тех 90%, которые получаются, если сопоставление вести на основе текущих цен.
Динамика изменения объемов лизинговых операций с различными видами автотранспортных средств, представленная в таблице 1, включает показатели участников аналитического проекта, а также оценочные данные автора по компаниям «Росагролизинг», «Ска ния Лизинг», «Вольво Финанс Сервис Восток» и некоторым другим операторам рынка.
Преодоление финансового кризиса означает, что закончился один экономический цикл и начался другой.

Ближайшая перспектива

Предполагаем, что в 2012 году темп роста лизинга в целом и лизинга автотранспортных средств в РФ несколько сократится. Это обусловлено рядом разнонаправленных причин.
Во-первых, цикличностью развития экономических отношений, включая инвестиционно-лизинговые. Наш анализ развития российского лизинга за 17 лет показывает, что в среднем продолжительность одного цикла составляет немногим более 3,5 года, что соответствует или близко по значению сроку полезного использования передаваемого в лизинг имущества с учетом его ускоренной амортизации. В четвертом квартале 2011-го стоимость нового бизнеса в российском лизинге сократилась с 40%, что является обычной долей в годовом объеме, до 23%. Более низкое значение показателя имело место лишь в 2008 году, когда финансовый кризис только набирал обороты и реакция лизингового рынка была вполне адекватной на ухудшающееся положение во всей эко номике.
Во-вторых, сложностями, которые могут возникнуть в части налогообложения лизинговых операций, связанными с намерениями Министерства финансов РФ обосновать отмену льготы в части возможности применения участниками лизинговой операции механизма ускоренного начисления амортизации имущества с коэффициентом не выше 3 (осенью прошлого года рассмотрение этого вопроса было отложено). Считаю необходимым напомнить, что при обосновании целесообразности преференций следует учитывать, что льготы по налогу на прибыль, предоставленные на начальном этапе срока службы имущества, восполняются отчислениями в бюджет после окончания срока договора лизинга. То есть речь идет, по сути, не о сокращении отчислений по налогу на прибыль, как полагает Минфин, а об отсрочке уплаты этого налога. Причем самым важным является то, что следует учесть эффект от льгот не только у лизингодателей, но и у лизингополучателей. Это достигается за счет определения фондоотдачи лизинговых инвестиций и определения доходности лизингополучателей от используемого имущества. Плюс можно добавить сумму налогов, уплаченных банками от доходов, связанных с выдачей кредитов лизинговым компаниям, страховщиками – от страхования лизингового имущества и иных рисков, поставщиками – от сделок, проведенных в режиме вендор-лизинг.

Проведенный нами анализ показал, что превышение средств, направленных в бюджет, над средствами, полученными в качестве льгот по лизингу, было трехкратным, т.е. доказана неоспоримость бюджетной выгоды от применения лизинга в России.

В-третьих, ввиду возможных изменений в системе таможенных пошлин на импортные автотранспортные средства, связанных с вступлением РФ во Всемирную торговую организацию. В 2012 году таможенные пошлины сократятся с 30% до 25%, а затем в течение семи лет – до 15%. Возникнут предпосылки для снижения цен на автомобили российской сборки. Поэтому в результате несколько сократится первоначальная стоимость автотранспортных средств, что скажется на уменьшении контрактной стоимости лизинга.
В-четвертых, статистическими особенностями темповых характеристик, так как чем больших числовых значений в предыдущем анализируемом году достигли показатели объекта исследования, тем чисто арифметически прирастать к нему сложнее.
В-пятых, инфляцией, т.к. снижение инфляции может повлиять на сокращение стоимости привлекаемых для лизинга денежных средств. Если это произойдет, что, впрочем, не факт, то сократится лизинговый процент и в целом контрактная стоимость новых договоров лизинга.

Структура автолизингового бизнеса

При проведении обследования российского лизингового рынка и изучения положения дел у отечественных лизингодателей была проанализирована ситуация с развитием лизинга коммерческих автотранспортных средств, передаваемых хозяйствующим субъектам для предпринимательской деятельности, по пяти направлениям, четыре из которых по просьбе редакции журнала более подробно представлены в настоящей статье. Поэтому сконцентрируем внимание читателей на деятельности операторов лизингового рынка автотранспортных средств для перевозки грузов (грузовиков, прицепов и полуприцепов, пикапов); пассажиров (автобусов и микроавтобусов), а также авторемонтного и автосервисного оборудования.
В 2011-м операции с различными видами автотранспортных средств проводили 93,7% лизингодателей-респондентов (в 2010-м – 92,8%; в 2009-м – 80,9%). В прошлом году на отечественном лизинговом рынке продолжилась тенденция структурных изменений. Так, существенно выросли объемы лизинга железнодорожного подвижного состава, авиализинга. Несколько вырос удельный вес автотранспортных средств в общем объеме нового лизингового бизнеса – с 16,2% до 17,8%. В результате было приостановлено сокращение этого показателя, имевшего место в течение двух предыдущих лет, и изменен его тренд. Для сравнения отметим, что в европейских странах доля лизинга автотранспортных средств в общем объеме лизинга движимого имущества значительно выше. Например, в Германии в 2010-м – 68%, в Великобритании – 58%. В этих странах объемы перевозок грузовым автотранспортом достаточно высоки, что позволяет решать вопросы транспортировки ряда грузов, которые в России перевозятся по железной дороге.

Внутренние структурные изменения, происходящие в лизинге автотранспортных средств и представленные таблице 2 по данным респондентов, свидетельствуют об их постоянной изменчивости и о существенной волатильности в течение семи лет. Например, колебания по доле лизинга автотранспортных средств между максимальным и минимальным значениями составляли 14,6 пункта, т.е. более чем четверть от среднего значения.

Операторы рынка автолизинговых услуг России

С учетом структуры рынка лизинга автотранспортных средств нами были составлены ренкинги лизингодателей по итогам 2011 года. Полагаю, что ранжирование операторов рынка важно не только для самих лизингодателей, но и для их клиентов – лизингополучателей, поставщиков (продавцов), а также для косвенных участников лизинговых сделок – банков, страховых, инвестиционных компаний, так как позволяет им установить, кто наиболее активно работает в целом по отрасли и в том или ином сегменте рынка, какой удельный вес заключенных договоров в общей их стоимости приходится на ведущих операторов, какие транспортные средства и специальное оборудование в лизинг пользуются наибольшим спросом потребителей лизинговых услуг.

Лидером по количеству заключенных автолизинговых договоров в 2011-м стала компания «Europlan», у которой их 19,2 тысячи, у Каркаде – 11,8 тыс., Элемент Лизинг – 3,8 тыс., Фольксваген Груп Финанц – 3,2 тыс., ОЛК «РЕСО-Лизинг» – 2,5 тыс., Сбербанк Лизинг – 2,4 тыс., ГК «Балтийский лизинг» – 2,3 тыс., у ARVAL 2,0 тыс. новых договоров. Более подробно информация по этому показателю представлена в таблице 4. Следует обратить внимание на то, что в данной таблице нет колонки с указанием позиции каждой из компаний. Дело в том, что, во-первых, не все лизингодатели сообщили о количестве заключенных ими договоров;

во-вторых, этот показатель напрямую не сигнализирует о высокой или низкой эффективности работы лизингодателя. Он свидетельствует об определенном уровне «розницы» в лизинге, о развитости инфраструктуры, о загруженности работы юридической и некоторых других служб компаний. В то же время средняя стоимость заключенных договоров лизинга показывает, что у первых четырех компаний количество договоров почти соответствует одному передаваемому в лизинг автотранспортному средству. В тех случаях, когда суммы сделок увеличиваются, это становится свидетельством роста масштабности договоров, а в ряде случаев – фактом передачи в лизинг автопарков. Это уже иная стратегия деятельности лизинговой компании. К примеру, компания, завершающая перечень лизингодателей, в течение года передавала в лизинг в рамках одного договора по 100-150 автотранспортных средств.

Необходимо обратить внимание на то, что крупнейшие универсальные лизинговые компании Европы заключают в течение года по 100-250 тыс. новых договоров. Для того чтобы как-то приблизиться к этому уровню, российским лизингодателям потребуется осваивать новые технологии ведения бизнеса, формировать гибкую и результативную систему продаж, задействовать новые источники финансирования, резко увеличивать квалифицированный персонал на дочерних предприятиях и филиалах не только в отечественных регионах, но и в других странах.
В 2011-м средняя численность сотрудников в российской лизинговой компании составляет 102 человека (для сравнения: в 2010-м – 86), а выработка на одного сотрудника – 120 млн. руб. в год с учетом НДС, то есть 2,93 млн. евро (в 2010-м – 2,21). В ведущих европейских компаниях этот показатель более чем в два раза выше.
Анализ показал, что свыше половины всего российского рынка лизинга автотранспортных средств «держали» первые девять лизингодателей, которые заключали договоры на поставку своим клиентам по лизингу грузовиков, тягачей, прицепов, полуприцепов, самосвалов. Поставщиками этой техники выступали автомобилестроительные компании Германии, Швеции, Японии, США, а также отечественные КамАЗ, ГАЗ и др.
Концентрация среди компаний-респондентов была следующей. По грузовым автотранспортным средствам более половины объемов приходилось на первые девять компаний; по легковым автомобилям, автобусам и микроавтобусам – на первые четыре компании в каждом сегменте.
Также при анализе концентрации автолизингового рынка России мы в качестве измерительного инструмента применяем индекс Herfindahl-Hirschman (HHI), который рассчитывается как сумма квадратов долей всех компаний, представленных на отечественном рынке. Осуществленные нами расчеты индекса HHI (табл. 5) свидетельствуют о том, что изменение концентрации автолизингового рынка происходит разнонаправленно. Как видно, однозначной тенденции роста концентрации в течение нескольких лет не наблюдается.

Оценка лизингодателей на основе структурирования их учредителей свидетельствует о преобладании в автолизинговом бизнесе России компаний, учрежденных зарубежными банками и фирмами-производителями. Почти половина новых договоров заключались «иностранцами». Причем некоторые из них в этом году сделали паузу и не принимали участия в проекте, ссылаясь на сокращение деловой активности и намерение в ближайшее время достичь прежних объемов новых сделок.
Сложившаяся за последние два года пропорция в лизинге автотранспортных средств несколько диссонирует с положением дел на всем лизинговом рынке страны, где в последние два года резко увеличилось влияние «государственников». В 2011-м удельный вес «государственников» в общем объеме лизинга автотранспортных средств (по компаниям-респондентам) составил 26,4%, по «иностранцам» – 34,7%. Оставшиеся 38,9% стоимости новых сделок приходились на других участников, т.е. на лизингодателей, учрежденных российскими негосударственными структурами.
Здесь представляет аналитический интерес дюрация (срочность) новых лизинговых контрактов. Так, у лизингодателей, созданных зарубежными банками и компаниями, она составляла в целом по рынку 32 месяца, а в автолизинге даже меньше. У некоторых крупных лизингодателей, специализирующихся на лизинге автотранспорта, средние сроки новых договоров были на уровне немногим более двух лет. В то же время у аффилированных с государством лизинговых компаний средневзвешенная продолжительность сделок в автолизинге соответствовала примерно четырем годам.

Оперативный лизинг

Отличительные особенности оперативного лизинга заключаются в следующем: лизингодатель закупает автомобиль не на собственный страх и риск, а непосредственно по указанию лизингополучателя; по истечении срока действия договора предмет лизинга, как правило, возвращается лизингодателю; лизингополучатель не имеет права требовать перехода права собственности на предмет лизинга; предмет лизинга, т.е. автотранспортное средство, может быть передан в лизинг неоднократно в течение полного срока амортизации имущества; авансовый платеж при оперативном лизинге не предусмотрен.
Схема оперативного лизинга привлекательна для многих клиентов, так как позволяет пользоваться автотранспортным средством ровно столько, сколько нужно, и не отягощаться заботами о ремонте, замене комплектующих и другими соображениями.
В настоящее время в российских законодательных и нормативно-правовых актах напрямую не предусмотрено предоставление лизингодателям определенных льгот по налогообложению. Для того чтобы эти льготы получить, необходимо усложнять схемы проведения лизинговых операций.
Общая стоимость новых заключенных договоров лизинга имеет свою структуру. В частности, свыше 96% от стоимости всех новых заключенных договоров пришлось на сделки финансового лизинга, и около 4% договоров составили сделки оперативного лизинга. В 2011-м стоимость сделок оперативного лизинга сократилась в абсолютных величинах по сравнению с предыдущим годом почти вдвое. Для сравнения отмечу, что в Германии в 2009-2010 гг. доля финансового лизинга составляла 57%, оперативного лизинга – 32%, а сделок «Hire purchase» (аренда-продажа), где преобладают операции с автотранспортом, – 11%.
Сокращение удельного веса оперативного лизинга обусловлено несколькими причинами. Многие лизинговые компании, специализирующиеся на лизинге автотранспортных средств, повышенное внимание в период кризиса стали уделять оперативному лизингу (аренде). В 2010-м лизинговые компании активно изымали имущество у неисполнительных лизингополучателей, которые таковыми стали в период кризиса. Далее это имущество либо продавалось, либо передавалось в долгосрочную аренду (оперативный лизинг). В этой процедуре и кроется одна из причин резкого роста оперативного лизинга в 2010 году. Затем ситуация на рынке стабилизировалась, суммы изъятий сократились, и удельный показатель уменьшился.
По-прежнему считаю, что намерение Министерства финансов РФ осуществить отмену действующих льгот может подвигнуть лизинговые компании к наращиванию сделок с оперативным лизингом. Однако следует учитывать, что оперативный лизинг – это существенно иной продукт, который потребует перестройки работы лизинговых компаний, смещая усилия в сторону формирования материальной и ремонтной базы, расширения сервисного обслуживания лизингополучателей, принятия на себя рисков, связанных с правильной оценкой потребностей рынка на долгосрочный период.
Наиболее крупными лизингодателями, занимающимися оперативным лизингом автотранспортных средств в нашей стране, являются:

  • ЛК «КАМАЗ-Лизинг» (в течение года заключено 515 договоров на 4,9 млрд. руб. и средней продолжительностью 10 месяцев);
  • компания «АРВАЛ» (2039 договоров на 2,4 млрд. руб. со сроком в 42 месяца).

Взаимодействие лизингодателей и производителей автотранспорта

Первая половина 2011-го характеризовалась, с одной стороны, снижением ставок кредитования лизинговых компаний, что вело к сокращению стоимости лизинга, а с другой стороны, уменьшением доли авансовых платежей лизингополучателей.
Многие лизингодатели продолжили специальные автолизинговые программы, начавшиеся на исходе предыдущего года, или инициировали внедрение новых. Правда, делалось это с определенной осторожностью – программы внедрялись на ограниченный срок применения.
Благодаря креативному подходу, реализуемому в автолизин говых программах, компании «Элемент Лизинг» удалось стать лидером продаж автомобилей ГАЗ в лизинг. Доля лизингодателя в этом сегменте составляет сейчас около 32% (автомобили Газель, в том числе Бизнес, Соболь, Валдай, Maxus). Этот результат – отражение взаимовыгодного сотрудничества лизингодателя и компании-производителя. Аналогичную тактику использовала Группа компаний «Балтийский лизинг»
В 2011-м лидирующее положение на российском рынке коммерческого транспорта среди европейских производителей заняла компания «МАН Трак энд Бас РУС». Самыми популярными моделями оказались седельные тягачи TGS и TGX и междугородные автобусы. Лизинговая компания «МАН Файненшиал Сервисес» заключила за год 242 договора финансового лизинга на срок 38 месяцев на общую сумму почти в 5 млрд. руб. (грузовики – 87%; автобусы – 13%). При этом авансовые платежи в среднем составляют 23,5%. Объемы продаж грузовиков МАН и лизинговых операций, по-видимому, в ближайшее время возрастут, так как в первой половине 2012 г. в Санкт-Петербурге будет запущен автозавод МАН.
Продукция МАН является предметом лизинга и других компаний. Так, например, «ЮГРА-Лизинг» (Ханты-Мансийск) заключила трехлетний договор на 20 самосвалов с компанией «ЮВиС» на 2,4 млн. евро, а также на пять самосвалов Volvo на 80 млн. руб. на трехлетний лизинг для Уренгойстрой.
Вместе с тем конкуренция со стороны отечественных производителей и лизингодателей должна обостриться. Об этом свидетельствуют и показатели ГК «КАМАЗ-Лизинг». Стоимость новых договоров финансового и оперативного лизинга, заключенных в 2011-м, здесь превысила 13 млрд. руб. Правда, средние сроки договоров у российского лизингодателя в прошлом году были короче, чем у его европейского конкурента, а авансовые платежи больше. Тем не менее спрос на лизинг от КамАЗа растет. С рядом предприятий КАМАЗ-Лизинг заключила трехлетние договоры с небольшими авансовыми платежами со стороны лизингополучателя. Так, с компанией «Билдекс» – на 12 самосвалов на общую сумму в 42 млн. руб. и авансом в 10%; с «Агро Кубань» (Краснодар) – на 20 бортов и 20 прицепов на 65 млн. руб.; с «ПрогрессЭнергострой» (Кемерово) – на 30 самосвалов для перевозки угля на 150 млн. руб.; с компанией «РусТЭК» (автотехника для перевозки нефтепродуктов) – на 59 млн. руб.; с компанией «Севертранснеруд» (Тюмень) – на 11 самосвалов для перевозки сыпучих грузов на нефтяное месторождение Ванкор на сумму более 50 млн. руб. и т.д. В рамках продукта «Полно операционный лизинг» этот лизингодатель удовлетворяет потребности клиентов в текущем и капитальном ремонте, выезде специалистов к месту нахождения техники, сервисном обслу живании по нормам производителя, оперативной доставке зап частей, имеет возможности транспортировки автомобилей в регионы, обеспечивает подменными автомобилями на период ремонта и сервисного обслуживания и т.д.
Продукция завода из Набережных Челнов активно используется многими лизингодателями в договорах с их клиентами. Например, Государственная транспортная лизинговая компания осуществила сделку на сумму в 500 млн. руб. с компанией «Агро Ком Транс» на 60 автопоездов на шасси КамАЗ.
Большой положительный резонанс на рынке вызвала активизация программ для малого и среднего бизнеса. Одним из заметных операторов здесь выступает «МСП Лизинг». Так, в прошлом году заключались сделки на срок пять лет и ставкой лизингового процента, эквивалентной кредитной, – под 8% в год в рублях.
Компания «Альянс-Лизинг» (Санкт-Петербург) заключила трехлетний договор на шесть автобусов МАЗ, оснащенных силовыми агрегатами Mercedes-Benz. Эти автобусы используются для пассажирских перевозок на маршрутах Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Сумма сделки – 27 млн. руб.

Одна из лизинговых компаний, входящих в группу лизинговых компаний «Зест», и предприятие «ПитерАвто» заключили со глашение о поставке на пять лет в лизинг 286 автобусов малого класса на базе Volkswagen Crafter. Сумма этой сделки составила 654 млн. руб.
Как и в предыдущем году, большую активность с лизингом автобусов проявляла Государственная транспортная лизинговая компания. В частности, ею был заключен договор с Управлением транспорта и коммуникаций администрации Волгоградской области, по которому в финансовый лизинг был передан 141 автобус на сумму в 450 млн. руб. для 25 предприятий этой области, осуществляющих пассажирские перевозки.
В заключение представляем ренкинги лизингодателей по другим сегментам автолизинга, сложившиеся по итогам 2011 года.

Журнал Коммерческий транспорт № 3(95) май 2012 г.