контакты Воробьевское шоссе, дом 6
8-800-555-555-6
Телефон в Москве
меню

Онлайн заявка на лизинг

Все поля обязательны для заполнения

Сколько вешать в граммах или как разобраться в ценообразовании лизинговой компании

Ведущий рубрики Новоченко Виктор Александрович Вице-президент ЗАО «Сбербанк Лизинг».

Начнем сегодня с определения стоимости услуг лизинговой компании, поскольку именно это вызывает наибольшее количество вопросов. В прошлый раз я уже вскользь затрагивал данную тему, но видимо стоит разобрать ее подробнее.

Удорожание за весь срок лизинга всего 20% от стоимости - примерно так выглядят рекламные посылы лизинговых компаний (проценты могут меняться). Мозг начинает считать при кредите 12% годовых – за три года будет 36%, а в лизинге – 20%: выгодно! Открою небольшой секрет: это вообще не о чем! Удорожание само по себе не раскрывает ни ОДНОГО экономического параметра. И корректно только при определенных условиях. Каких? – в этом мы сейчас и разберемся.

Первое на что стоит обратить внимание это комиссия за рассмотрение заявки. Данный платёж может быть как включен в лизинговые платежи, так и выплачиваться отдельно. В любом случае данную сумму стоит учитывать при определении стоимости лизинга.

Второе: наличие выкупной стоимости по окончании срока лизинга. Давайте представим ситуацию: по условиям договора лизинга аванс составляет 30% от стоимости имущества, выкупная стоимость 20%. Суммарно половину стоимости Вы выплачиваете сами, а лизинговая компания несет такую же финансовую нагрузку (справедливости ради необходимо еще учитывать фактор времени). «Рекламное удорожание» в этом случае будет в половину меньше, реального удорожания заемных средств.

Третье: график лизинговых платежей: знаю одну весьма крупную и уважаемую транспортную компанию, которая заключила договор лизинга сроком на пять лет со ступенчатым графиком. Авансовый платеж и платежи первого года составляют более 50% стоимости предмета лизинга. При этом директор с гордостью заверял, что процентная ставка составляет «всего» девять процентов (очевидно, он имел ввиду среднегодовое удорожание). Анализ договора привел директора в ярость: процентная ставка по договору лизинга составила более 18%. Увеличив первоначальные платежи по лизингу, лизингодатель в течение первого года максимально уменьшил сумму задолженности, на пятый год лизинга приходилось менее 7% суммы платежей. Очевидно, что данный договор никак не учитывал интересы лизингополучателя.

Итак, почувствуйте разницу:

Удорожание (или удорожание за срок лизинга) это отношение суммы платежей к стоимости предмета лизинга. Из сказанного ранее понятно, что манипулировать данной величиной можно сколь угодно.

Среднегодовое удорожание – удорожание отнесенное к сроку лизинга. Понятно, что если исходная величина не объективна, то и отнесенная к сроку лизинга она не становится более объективной.

Процентная ставка лизинга – проценты, начисляемые на остаток стоимости предмета лизинга. Единственный объективный параметр, который не зависит от графика платежей, суммы аванса и объективно раскрывающий стоимость заемных средств. Требуйте, что бы лизинговая компания раскрывала именно данный параметр или ( а лучше и) пересчитывайте его самостоятельно. Для этого достаточно школьного курса математики или владения Excellем.

Раз мы начали говорить про графики платежей, предлагаю данную тему разобрать подробнее. Остановлюсь на наиболее часто используемых графиках и условиях лизинговых платежей:

Аннуитетный: одинаковые платежи лизинга в течение всего срока лизинга. Могут быть увеличения связанные с оплатой налога на имущество и страховки, если такая обязанность лежит на лизинговой компании. По моей практике данный вид графика встречается в 80% договоров. Аннуитетный график при всей своей простоте обладает рядом преимуществ:

  • это единственный график, поддающийся корректному сравнению (другими словами, только аннуитетные графики полученные от нескольких лизинговых компаний можно сравнить)
  • легко планировать сумму выплат

Однако аннуитетный график не учитывает ряда особенностей бизнеса, таких как сезонность выручка бизнеса, рост или снижение выручки в течение жизненного цикла предмета лизинга и так далее.

Эти особенности бизнеса учитывает сезонный график. Как видно из названия график предусматривает сезонные изменения размера выплат. Применяется в случаях, когда бизнес имеет сезонные колебания и соответственно синхронизация объема выручки и сумм выплат способствует более эффективному финансовому планированию.

Регрессивный: график, при котором размер платежей снижается. Величина снижения (наклон графика) может быть разной. Данный график учитывает снижение выручки в течение жизненного цикла предмета лизинга. Например, грузовик или автобус с течением времени нуждается в большем ремонте, чаще простаивает, что отражается в снижении выручки, соответственно и уменьшаются лизинговые платежи.

Ступенчатый график применяется довольно редко и в основном служит для синхронизации бюджета на лизинг и собственно лизинговых платежей. В основном применяется при лизинге имущества для государственных или муниципальных заказчиков.

Кроме графиков платежей, существенным фактором является дата начала лизинговых платежей или так называемый инвестиционный период. Например, Вы хотите приобрести сложноеоборудование в лизинг с долгим сроком производства или доставки. Вы готовы заплатить аванс лизинговой компании в размере двадцати процентов, а производитель или поставщик настаивает на сумме в восемьдесят процентов. Лизинговая компания выплачивает требуемую сумму, поставщик приступает к производству оборудования, но его еще нет (или оно требует монтажа, пуско-наладки…) и оно не генерирует прибыль. Соответственно у Вас нет источника оплаты лизинговых платежей. Лизинговая компания может предоставить Вам определенную отсрочку, зашив набежавшую сумму в последующие платежи.

Выкупная стоимость предмета лизинга. Возникает, когда по окончании договора лизинга предусматривается определенная остаточная стоимость предмета лизинга, которую Вам предстоит оплатить для получения предмета лизинга в собственность. Данная схема наиболее часто применяется при лизинге автомобилей, поскольку некоторые компании эксплуатируют автомобили не более определенного срока, например прокатные конторы. Для них экономически резонно оставлять остаточную стоимость автомобиля, которую они компенсируют при продаже автомобиля или сдаче его в трейд ин.

Приобрели в лизинг автомобиль, который был полностью разрушен в результате аварии в течение первого года лизинга. Вернет ли лизинговая компания выплаченные нами платежи, ведь она получила страховку? Видимо лизинговая компания получила не полную, начальную стоимость предмета лизинга, ведь автомобиль эксплуатировался какое то время. Если по другому не сказано в договоре, то возвращать оплаченные лизинговые платежи лизинговая компания Вам не обязана. Другое дело авансовый платеж, он зачитывается в определенном промежутке времени. Лучше если зачет лизингового платежа буде проходить в течение всего срока лизинга. Поэтому остаток не зачтенного авансового платежа подлежит возврату лизингополучателю, в случае полной потери стоимости предмета лизинга. При этом надо понимать, что существует такое понятие как «Годные остатки» - какие то части или детали автомобиля которые представляют ценность и могут быть реализованы. Часто не возврат их служит формальным поводом в возврате денег. В моей практике был случай, когда сотрудник лизингополучателя, отвечавший за эксплуатацию техники, самостоятельно реализовал годные остатки. Чем нанес существенный убыток компании. Не знаю возместил ли он нанесенный ущерб, но место работы потерял.

Мы ведем строительные работы в различных регионах России и стран СНГ. Часть техники находится в лизинге. Лизинговая компания требует вернуть технику в место дислокации компании, угрожает расторгнуть договор.

Первое: смотрите договор лизинга, как правило, там специально оговорены ограничения по использованию техники в определенных регионах РФ и за ее пределами. Кроме, того скорее всего там есть пункт по Вашим обязательствам уведомить (либо получить согласие) лизинговую компанию о вывозе имущества за пределы РФ.

Второе: смотрите страховку, насколько она покрывает страховые случаи в регионах присутствия техники.