Кабинет действующего клиентаИнтернет-банк СберБизнесE-leasing 28 (800) 555-555-6
19.03.2019

«Давление на рынок окажет снижение объемов господдержки в автомобильном сегменте»

— Какие события, произошедшие на рынке лизинга за 2018 год, вы считаете наиболее значимыми и почему?

— В 2018 году наиболее значимые изменения коснулись подходов Банка России к регулированию лизингового рынка, на котором внимание со всего рынка сместилось к его части, ограничиваясь только государственными компаниями и пользователями субсидий. Помимо этого, важным событием стало введение новых российских правил бухгалтерского учёта лизинговых операций, вступающих в силу с 2022 года и соответствующих МСФО.

Важные для рынка изменения коснулись и регулирования последствий изменений НДС. Теперь изменения НДС являются коммерческими рисками компаний в рамках работы по 44-ФЗ и 223-ФЗ. В случае изменения ставки НДС контракты по ним практически не подлежат пересмотру.

Помимо этого, в прошлом году произошли изменения подходов государственной поддержки на рынке. В 2018 году в субсидировании лизинговых операций наблюдался тренд на снижение объёмов.

Ещё один важный тренд, ставший особо заметным в прошедшем году — диджитализация. Масштабная переориентация лизинговых компаний показала, насколько важно для игроков рынка и их клиентов упрощение процессов внутри сделки, которое возможно благодаря новым инструментам.

Также, если говорить об общих трендах, мы думаем, что рынок продолжит консолидироваться как в сегменте крупных игроков, так и в сегменте розничного лизинга.

— Как изменились за 2018 год ставки по лизинговым договорам? Какую их динамику вы ожидаете в 2019-м?

— Сейчас на рынке достаточно высокий уровень ценовой конкуренции. Это характерно как для сегмента крупных корпоративных сделок, так и для сегмента автолизинга. В первой половине 2018 года мы наблюдали отчётливый тренд на снижение ставки, который завершился осенью. Ставки стабилизировались, и мы не ожидаем их дальнейшего снижения.

— По вашему мнению, каковы перспективы развития лизинга в 2019 году и с чем они связаны? В каких сегментах вы ожидаете наиболее позитивной и наиболее негативной динамики развития рынка?

В 2019 году мы ожидаем дальнейшее развитие автолизинга. Несмотря на то, что в начале 2019 года наблюдается отрицательная динамика продаж нового транспорта, есть потенциал роста доли лизинга в продажах легковых автомобилей. Также мы ожидаем развитие направления операционного лизинга. При этом давление на рынок окажет снижение объёмов господдержки в автомобильном сегменте.

— Какой эффект на лизинговый рынок окажет повышение ставки НДС в 2019 году?

— Повышение ставки НДС влияет на рост стоимости услуг и, как следствие, это бремя перекладывается на клиентов. Только для договоров по 44-ФЗ и 223-ФЗ, где изменения практически невозможны, бремя увеличения налога возьмут на себя лизинговые компании за счёт своей прибыли.

При этом мы ожидаем, что повышение ставки не окажет значительного влияния на рынок. Изменение ставки влияло на колебание спроса во второй половине 2018 года и в первом квартале 2019 года, но в долгосрочной перспективе сильного влияния на рынок не окажет.

— В последнее время формируется мнение, что для более точной оценки динамики развития рынка одного такого показателя, как «объём нового бизнеса», недостаточно — его следует дополнить другими (например, размером чистых инвестиций в лизинг и фактически полученными лизинговыми платежами). Разделяете ли вы такой подход?

— Конечно, показатель «объём нового бизнеса» не может служить и не служит единственным показателем развития рынка. Именно по этой причине в рейтингах обычно присутствует размер лизингового портфеля, отражающий масштаб деятельности компании. При развитии рынка всегда требуется более точная информация о его состоянии и темпах роста. Сейчас рынок растёт, потребность в детализации динамики объёмов есть, и необходимо будет вводить новые показатели и обсуждать, какими они должны быть.

— С конца 2018 года активно обсуждается реформа господдержки промышленности в целом (предложения так называемой комиссии под руководством вице-премьера Дмитрия Козака). В публичном пространстве появлялись разные варианты этой реформы, но их объединяет одно: господдержку предполагается перенести со стимулирования спроса на стимулирование предложения. По вашему мнению, как это может сказаться на тех отраслях промышленности, где господдержка проводится с помощью инструментов лизинга, а также на перспективах лизинговой отрасли в целом?

— Фактически предлагаемая реформа направлена на снижение производителями стоимости продукции. Для конечного потребителя данный факт положителен, но не является единственным мотивирующим фактором при принятии решения о приобретении отечественной техники. Сегодня едва ли не большим фактором является возможность использования различных финансовых инструментов с минимальными требованиями для одобрения. Это в частности объясняется тем, что более 90% конечных клиентов в данном сегменте, являются субъектами малого и среднего бизнеса и они в достаточной степени не располагают свободными средствами для единовременного приобретения техники без использования финансовых инструментов.

На сегодняшний день лизинг является основным инструментом продаж в сегменте грузового транспорта и спецтехники. Его доля ежегодно растёт и по итогам 2018 года превысила 70% (доля продаж в лизинг по итогам 2017 года — 64%). Аналогичная ситуация наблюдается и в продажах легкового транспорта, где на долю продаж с использованием финансовых инструментов (кредит и лизинг) приходится более 60% по итогам 2018 года (58% по итогам 2017 года).

Ключевые игроки лизингового рынка предлагают комфортные условия финансирования с низким уровнем авансовых платежей. Но даже такие условия зачастую являются неподъёмными для большинства субъектов малого и среднего бизнеса. В данной ситуации, программы стимулирования спроса от Минпромторга дополняли баланс возможностей клиентов и риски лизинговой компании. Ориентация программ поддержки на ключевую проблему клиента позволяла успешно добиваться поставленной цели — поддержки отечественных производителей через стимулирование спроса на их продукцию.

В связи с тем, что лизинг является инструментом финансирования обновления основных средств, мы считаем, что использование механизмов поддержки через субсидирование лизинга является наиболее эффективным механизмом стимулирования модернизации производства и промышленности. Мы считаем эффективными меры господдержки, которые реализовывались через лизинг последние годы, и они могут являться примером эффективной меры господдержки в целом.



Источник:  https://raex-a.ru/editions/spirov_leasing2019

К списку новостей

Наши филиалы

Филиалы на карте

Выберите ближайший к Вам филиал

А
Б
В
Е
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Х
Ч
Ю
Я