Российские лизинговые компании теснят иностранцев


Мария Вахмистрова
Пресс-секретарь
АО «Сбербанк Лизинг»
+7 (495) 780-73-00

Российские лизинговые компании стали заметны на рынке аренды самолетов не так давно: до начала серийного производства SukhoiSuperJet 100 (SSJ100) в 2011 г. авиакомпании неохотно эксплуатировали отечественную технику (Ту-204, Ил-96-300), а иностранную арендовали у зарубежных лизинговых компаний.

В декабре 2009 г. акционеры «Аэрофлота» одобрили контракт с «ВЭБ-лизингом» на 10 SSJ100. А в 2012-2013 гг. российские лизингодатели подписали серию крупных контрактов на поставку авиакомпаниям новых иностранных самолетов с завода. «Аэрофлот» должен получить 50 Boeing 737 NG через ВТБ, пять А321-200 — через Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК, на 100% принадлежит государству), три А321-200 и шесть Boeing 777-300ER — от «ВЭБ-лизинга». До 2012 г. по таким контрактам «Аэрофлот» работал с GECAS, RBS, ILFC и проч. Его примеру последовали другие авиакомпании. В 2012 г. «Ютэйр» заказала у Airbus 20 А321 и подписала контракт с «ВЭБ-лизингом» на финансирование сделки.

Поставки по этим контрактам уже идут (цикл от заказа до поставки в среднем два года). В результате 35% всех взятых в лизинг самолетов были профинансированы российскими лизинговыми компаниями, следует из материалов «Сбербанк лизинга»: «Тенденция сложилась в 2013 г.: доля иностранцев на рынке лизинга велика, но сокращается по мере реализации ряда крупных проектов, финансируемых российскими компаниями». Данных о доле российских лизинговых компаний за предыдущие годы нет.

215 самолетов из бывших в эксплуатации в 2013 г. профинансированы «ВЭБ-лизингом», «ВТБ лизингом», ГТЛК, ИФК, «Сбербанк лизингом» и др. Еще 375 лайнеров — иностранными компаниями. Всего в лизинге в 2013 г. находился 591 самолет (55,6% от общего числа активно эксплуатируемых). Основа парка российских авиакомпаний — иномарки: Boeing (325 единиц, 25% общего парка), Airbus (259 единиц, 20%), Bombardier (63 единицы, 5%), ATR (33 единицы, 3%). Самолетов младше шести лет у российских авиакомпаний только 243 (19% общего парка), 7-12-летних — 195 (15%), остальные машины старше.

Российские лизинговые компании предоставляют чуть ли не более выгодные условия, чем иностранные, объясняет представитель «Аэрофлота» (работает с «ВЭБ-лизингом» и ГТЛК). Об этом же говорил гендиректор «Ютэйр» Андрей Мартиросов (его компании «ВЭБ-лизинг» финансирует поставку 20 А321). Российские лизинговые структуры могут работать с экспортно-импортными агентствами, объяснял Мартиросов. Гендиректор «ВЭБ-лизинга» Вячеслав Соловьев это подтверждает: «Иностранные лизинговые компании не имеют права пользоваться поддержкой экспорта в Европе и США, а мы можем получать финансирование экспортно-импортных агентств стран — производителей самолетов».

Доля российских лизинговых компаний будет расти, считает начальник аналитического агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев: после отмены пошлин отечественные авиакомпании начали активно заказывать на заводах новые машины, а потом искать финансовые институты, которые на наиболее выгодных условиях профинансируют их поставку (так называемый обратный лизинг). Дело не только в пошлинах, отмечает директор управления «Сбербанк лизинга» Павел Пискун. Заказывать новые самолеты нет смысла, если у авиакомпании флот из десятка самолетов и нет эффекта масштаба бизнеса: лизинговый платеж за новый среднемагистральный самолет составляет $300 000-400 000 — это слишком серьезный шаг, который могут себе позволить только крупные авиакомпании, эксплуатирующие десятки самолетов и уверенные, что они загрузят самолет, считает Пискун.

Онлайн-заявка на лизинг
В данный момент не финансируются:

автоломбарды, лизинговые компании, некоммерческие организации и финансовые институты

Данные о компании
Форма собственности*
Наименование организации*
ИНН
срок ведения бизнеса*
Контактная информация
ФИО контактного лица*
Город*
Телефон*
Электронная почта*
Тип транспорта
Отправляя форму, вы даете согласие на обработку персональных данных, указанных вами в заявке, в соответствии с требованиями Федерального закона № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных».
Ближайший филиал в городе Мурманск?
Наши филиалы

Выберите ближайший к Вам филиал

А
Архангельск
Астрахань
Б
Барнаул
Белгород
Бийск
Благовещенск
Брянск
В
Владивосток
Владимир
Волгоград
Вологда
Воронеж
Е
Екатеринбург
И
Иваново
Ижевск
Иркутск
К
Казань
Калуга
Кемерово
Киров
Краснодар
Красноярск
Курск
Л
Липецк
М
Магадан
Москва
Мурманск
Н
Набережные Челны
Нижневартовск
Нижний Новгород
Новокузнецк
Новосибирск
О
Омск
Орёл
П
Пенза
Пермь
Пятигорск (точка продаж)
Р
Ростов-на-Дону
Рязань
С
Самара
Санкт-Петербург
Саранск
Саратов
Смоленск
Ставрополь
Сургут
Сыктывкар
Т
Тамбов
Тверь
Тольятти (точка продаж)
Томск
Тула
Тюмень
У
Улан-Удэ
Ульяновск
Уфа
Х
Хабаровск
Ч
Чебоксары
Челябинск
Чита
Я
Якутск
Ярославль