контакты Воробьевское шоссе, дом 6
8-800-555-555-6
Заказать звонок
меню

Спасибо,
Ваша заявка успешно отправлена.
В ближайшее время с Вами свяжется менеджер.

Все поля обязательны для заполнения, кроме ИНН
  • Для подачи заявки на лизинг необходим номер ИНН, его можно указать сейчас или позже сообщить его нашему менеджеру
  • Отправляя форму, вы даете согласие на обработку персональных данных, указанных вами в заявке, в соответствии с требованиями Федерального закона № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных».

Спасибо,
Ваша заявка успешно отправлена.
В ближайшее время с Вами свяжется менеджер.

Все поля обязательны для заполнения
  • Отправляя форму, вы даете согласие на обработку персональных данных, указанных вами в заявке, в соответствии с требованиями Федерального закона № 152-ФЗ от 27.07.2006
    «О персональных данных»

Транспорт не тянет

В 2015 году объем нового бизнеса лизингового рынка сократится даже при оптимистичном сценарии, прогнозируют в RAEX ("Эксперт РА"). Падение составит 10%, причем ж/д и авиасегменты сократятся сильнее - на 30 и 20% соответственно. Рост автолизинга составит не менее 5%, а падение прочих сегментов - около 8%. По базовому сценарию объем нового бизнеса сократится на 20%, падение сегментов ж/д и авиатехники составит не менее 40%, а автолизинг на фоне удорожания автомобилей и спада продаж продемонстрирует нулевые темпы прироста.

По итогам прошлого года сумма новых договоров лизинга сократилась на 23% и составила 1 трлн рублей, а объем нового бизнеса снизился на 13%. Рынок достиг минимального объема с 2011 года, отмечают в RAEX: в первую очередь из-за сокращения крупнейших сегментов - ж/д техники и авиатранспорта (на 40,2 и 44,3% соответственно). Кроме того, давление на рынок оказало снижение доступности и удорожание заемных средств, а также рост проблемной задолженности. Доля проблемных активов с учетом вынужденных реструктуризаций на рынке сегодня составляет не менее 10%. В 2015 году она может достигнуть 14%.

На начало года доля реструктурированных сделок в совокупном портфеле лизингодателей в среднем по рынку составляла не менее 15%, а доля реструктуризации по крупным сделкам (прежде всего это касается ж/д техники) - порядка 40%. Не менее трети таких реструктуризаций сделок аналитики агентства считают вынужденными и относят к проблемным активам.

Участники рынка отмечают, что начавшееся в прошлом году замедление они в полной мере почувствуют в этом году. "Думаю, во многом мы будем видеть сценарий 2008-2009 годов, - отметил и.о. генерального директора "Сбербанк Лизинг" Кирилл Царев. - С одной стороны, идет сокращение инвестиций в основные фонды и, как следствие, сокращение спроса на лизинг. С другой - ожидаются возможное ухудшение финансового состояния клиентов и повышенные требования банков к лизинговым компаниям. Все это будет серьезным экзаменом для участников рынка".

Хотя, по мнению Царева, предпосылки для успешного или неудачного прохождения 2015 года были заложены стратегиями лизингодателей в период с 2011 по 2014 год. Чем агрессивнее была лизинговая компания, чем больше проявляла аппетит к риску (не только с позиций заемщиков, но и с точки зрения ликвидности, соотношения активов и пассивов в валюте), тем сильнее для нее будут проявляться последствия изменившейся экономики. "Но я верю, что большинство компаний уже имеют опыт преодоления прошлого кризиса, потому смогут выдержать и эти невзгоды", - подчеркнул эксперт.

Рынок лизинга будет тормозиться низким спросом на лизинговые услуги, считает заместитель генерального директора ГТЛК Владимир Добровольский. При таких ставках, которые сейчас существуют в банковском и финансовом секторах, ни один проект окупиться не может. Особенно с учетом того, что ставки на услуги (на перевозки, на строительные работы) не выросли. При этом, по его мнению, в 2015 году на рынке лизинга будет востребована в первую очередь российская техника. Ее стоимость вырастет, но этот рост не сопоставим с ростом цен на импортные аналоги.

"Какой конкретно вид оборудования будет востребован, сказать сложно, - добавил Добровольский. - Ситуация может измениться в любую сторону, прогнозировать в сложившихся условиях нет возможности. Скорее всего, будет востребовано оборудование, которое применяется в отраслях, ориентированных на экспорт. В любом случае, пока финансовый рынок не сдвинется с места, спрос на лизинговые услуги будет низкий".

Основной критерий выживания лизинговых компаний в 2015 году, по мнению Добровольского, это получение лизинговых платежей в полном объеме с учетом повышения ставок по кредитам и повышения ставок по лизинговым договорам. Здесь крайне важна планомерная работа с просроченной дебиторской задолженностью. Вторым важным критерием станет возможность договориться с банками по поводу реструктуризации кредитных договоров. "Наибольшую выживаемость покажут лизинговые компании при банках или при производителях. Независимые же компании ожидает тяжелый год", - отметил эксперт. Третий важный критерий - реализация изъятой техники. В 2015 году ожидается большое количество дефолтов компаний-лизингополучателей. Крайне важно организовать оперативное изъятие техники и ее последующую реализацию, подчеркнул Добровольский. Это позволит получить средства, которые так необходимы на погашение кредитов. "В целом всем участникам рынка стоит задуматься над понижением затрат и увеличением общей эффективности работы организации. Планы по привлечению нового бизнеса стоит отложить на второй-третий квартал. Сейчас лизинговым компаниям необходимо притормозить инвестиционную деятельность, понаблюдать за тем, какие меры предпримут для выживания конкуренты", - заключил эксперт.