Генеральный директор АО «Сбербанк Лизинг» Вячеслав Спиров о текущей ситуации и перспективах различных сегментов лизингового рынка

09.12.2021
- Можно ли утверждать, что лизинговый рынок во многом адаптировался к рискам, возникшим из-за пандемии, или же они еще продолжают накапливаться в отдельных сегментах? Какие изменения в деятельность компании привнесла пандемия?

- В основном да, можно сказать, что рынок уже вполне адаптировался к этим рискам. Возможно, в группе риска еще остались узкие ниши, но основные сегменты (автотранспорт, строительная техника, железнодорожный транспорт) в целом преодолели последствия пандемии. Во многом этому способствовал рост стоимости имущества. Обеспеченность портфеля активом является ключевым параметром для лизинговой компании, и за счет роста стоимости техники этот параметр сейчас улучшился, снижая тем самым риски лизингового рынка.

С точки зрения изменений в деятельности нашей компании, основным направлением стала автоматизация и цифровизация процессов. Впрочем, надо отметить, что диджитализация – это один из ключевых элементов нашей стратегии, принятой еще до распространения сovid.

- Как вы оцениваете перспективы развития лизинга б/у техники в ближайшие годы на фоне роста стоимости новой техники и стагнации реальных доходов населения? Какой вид б/у техники, по вашему мнению, будет пользоваться наибольшим спросом у клиентов?

- Б/у сегмент имеет большие перспективы. Причем причиной этому является в первую очередь дефицит новых предметов лизинга на рынке и рост цен. Говоря о наиболее перспективных видах б/у предметов лизинга, я бы отметил транспорт и спецтехнику. Эти позиции наиболее универсальны и мобильны, могут применяться в различных сферах, рынок по этим типам предметов лизинга достаточно прозрачен. Мы ожидаем роста рынка лизинга б/у транспорта и спецтехники.

- Какие продукты и сервисы, по вашему мнению, будут способствовать дальнейшему развитию автолизинга в РФ? Клиенты из каких ниш будут формировать большую часть спроса на автолизинг? Как вы оцениваете перспективы лизинга транспорта на ГМТ?

- Автолизинг по-прежнему обладает хорошими перспективами роста. Доля лизинга в продажах автомобилей еще не достигла предела. Сейчас появляется все больше продуктов по операционной аренде, развиваются различные дополнительные сервисы, и они могут дать стимул развитию рынка. Вызывает серьезное беспокойство ситуация с дефицитом новых автомобилей - она, на мой взгляд, может существенно ограничить рост рынка в 2022 году. Если говорить о перспективных клиентских сегментах, то по-прежнему активно развивается рынок такси. Также рост интернет торговли поддерживает спрос на сервисы доставки, а, следовательно, и на лизинг автомобилей.

Транспорт на газомоторном топливе уже много лет является перспективным направлением, помимо чисто экономических преимуществ он также отвечает текущему тренду ESG-повестки. Однако развитие данного сегмента идет не так быстро, как могло бы, в силу отсутствия достаточной инфраструктуры.

- Прокомментируйте, пожалуйста, результаты работы вашей компании в сегменте подписки автомобилей для физических лиц в 2020–2021 годах? Какие перспективы, по вашему мнению, будут у данного сегмента в РФ на горизонте ближайших пяти лет? Что сегодня на практике мешает сегменту развиваться более активно?

- Мы запустили услугу подписки под брендом «СберАвтоподписка» весной 2021 года и сразу же получили отличный отклик рынка. Это подтверждают и цифры: объем продаж с момента запуска составил более 2,5 млрд рублей, а парк автомобилей уже насчитывает более 1 тысячи единиц. Мы считаем, что данный сегмент имеет хорошие перспективы и способен показать кратный рост. При этом на данный момент основным ограничивающим фактором активного роста является наблюдающийся дефицит новых автомобилей на рынке.

- В соответствии с концепцией по развитию электротранспорта в РФ до 2030 года одной из целей является его производство в объеме не менее 10 % от общего количества выпускаемых транспортных средств. Какие задачи следует решить, чтобы лизинг мог стать одним из ключевых инструментов по переходу от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания к электромобилям?

- Основная задача, которую необходимо решить для увеличения количества электромобилей – выстроить инфраструктуру для их простой эксплуатации, чтобы использование данного вида транспортных средств было бы таким же удобным, как и автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Конечно, лизинг мог бы стать хорошим инструментом по переходу от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания к электромобилям. В практике рынка уже есть успешно зарекомендовавшие себя инструменты по поддержке различных видов транспорта и спецтехники – программы субсидирования аванса по лизинговым сделкам Министерства промышленности и торговли РФ. Запуск и расширение таких программ может стимулировать спрос на электромобили. Также драйвером роста потребления электромобилей может стать развитие автоподписки на данный вид транспорта, т.к. клиент получает возможность попробовать новый тип авто, не принимая на себя каких-то долгосрочных обременительных обязательств, в том числе и по обслуживанию такого автомобиля.

- Какова текущая ситуация у клиентов компании с планами по обновлению авиапарка? С какими проблемами из-за пандемии ЛК столкнулись в работе с производителями самолетов?

- Клиенты из авиаотрасли обычно имеют долгосрочные, 5–7-летние планы по развитию парков. Пандемия, безусловно, оказывает влияние на тактические планы, например, корректируя график поставки самолетов по годам, но не приводит к пересмотру стратегии. Дополнительным стимулом для развития авиализинга в РФ станет запуск проекта МС-21. Что касается взаимодействия с производителями, то рынок поставщиков является интернациональным и давно приучен к удаленном взаимодействию, проблем в работе с ними не наблюдалось.

- На лизинг какой ж/д техники компания ожидает повышенного спроса в 2022 году? Какие факторы будут играть определяющую роль в ж/д сегменте в рассматриваемом периоде?

- Основными определяющими факторами являются высокие цены на сырье, в частности, уголь, а также развитие контейнерных перевозок. В настоящее время рынок себя чувствует достаточно стабильно.

- Как вы смотрите на перспективы развития зеленых и социальных проектов, в финансировании которых могут принять участие лизинговые компании, на 2022–2023 годы? Каков на текущий момент спрос со стороны клиентов на лизинговые услуги в рамках зеленых проектов? Какие меры, по вашему мнению, необходимы со стороны органов государственной власти для стимулирования внедрения принципов ESG в лизинговый сектор?

ESG-повестка в настоящее время является очень актуальной темой, и СберЛизинг полностью разделяет приверженность этому тренду. Лизинг по своей сути – это механизм по обновлению основных средств, что впрямую способствует увеличению эффективности производства. Часто она достигается за счет менее ресурсозатратных и более энергоэффективных технологий, что соответствует принципу разумного потребления ресурсов. Мерой по стимулированию проектов, направленных на развитие ESG, могут стать программы субсидирования и поддержки со стороны государства.

- Какие сегменты рынка, по вашему мнению, покажут наибольший рост в следующем году, а в какие, напротив, сокращение? Какие ключевые долгосрочные тренды рынка лизинга в РФ вы бы выделили на горизонте 10 лет?

- Лизинг автотранспорта останется лидером роста на протяжении нескольких лет. Дополнительную поддержку рынку лизинга могут оказать крупные разовые проекты в отдельных сегментах. В числе основных долгосрочных трендов мне видится уход от традиционного финансового лизинга в сторону развития лизинга как более широкой услуги, к гибридным продуктам; развитие экосистем с широким спектром решений для клиента и автоматизация лизинговой деятельности.

«Эксперт РА», ноябрь 2021 года

К списку новостей

Пройти
опрос